Прогноз погоды

Все люди зарегестривовавшиеся недавно)))



Блог

<< < назад вперед > >>

Книги об Орле и орловцах

.

Неделин В.М., Ромашов В.М.

Архитектурные древности Орловщины (ушедшее).
Книга вторая.

Орёл: «Вешние воды», 2009. – 192 с. – Прил.: 88 с.

Вторая книга «Архитектурные древности Орловщины» – результат плодотворной многолетней работы авторов, значительно расширяет поднятую тему утраченных ценностей на Орловской земле и вместе с Приложением рассчитана на самый широкий круг читателей.

Открывая первые страницы книги, читатель сразу же видит следующие строки:
«Художнику Ромашову В.М., искусствоведу Неделину В.М.

Уважаемые Вячеслав Михайлович и Владимир Михайлович!
Благодарю вас за переданный Нам в дар альбом «Архитектурные древности Орловщины» – плод вашего десятилетнего творческого труда.
Это – добротное искусствоведческое исследование православной архитектуры орловской земли, с прекрасными иллюстрациями. Помощь Божия да сопутствует вам в деле дальнейшего привлечения внимания россиян к духовным истокам Отечества нашего! С уважением
Алексий
Патриарх Московский и Всея Руси
30.XI.2009».

Далее следует страстное предисловие Владимира Переверзева, успевшего подержать в руках макет книги, успевшего вложить в эти строки то, что он пытался донести до людей все последние годы:
«… разве мы разобрались по-настоящему в нашем недавнем прошлом? Разве ответили на вопрос, почему то, что с любовью и верой строилось поколениями русских людей, погибло в такой «волшебно краткий» срок?
Казалось бы, новая работа Владимира Неделина и Вячеслава Ромашова, как и предыдущая, напрочь лишена публицистичности – только факты! – но это впечатление обманчиво. Материал, собранный ими, ошеломляет и заставляет ещё раз задуматься, что же с нами произошло».

Книга посвящена авторами художнику, краеведу и поэту Леониду Николаевичу Потапову.

Тираж 400 экз.




 

Страницы истории Гражданской войны на Орловщине

Историко-просветительский журнал «История русской провинции»,
Православное молодёжное братство во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Главный редактор журнала К.Б. Грамматчиков
Научный редактор А.В.Тихомиров.
Орёл: ПФ «Картуш», 2009, – 300 с.

Данная книга посвящена малоизвестным страницам истории Гражданской войны на Орловщине и ключевому событию – Орловско-Кромскому сражению осени 1919 г. В данном издании публикуются как мемуары участников тех событий, так и исследования профессиональных историков и публицистов.

Тираж 1000 экз.

 

 

Страницы истории Орловского полка

Историко-просветительский журнал «История русской провинции»,
Православное молодёжное братство во имя Св. Великомученика и Победоносца Георгия.

Главный редактор журнала К.Б. Грамматчиков
Научный редактор А.В.Тихомиров.
Орёл: ПФ «Картуш», 2009

Тираж 1000 экз.





 

Как молоды мы были, как честно мы служили

Фотоальбом. Посвящается землякам-орловцам, прошедшим трудными дорогами Афганистана (1979-1989 гг.)
Орёл: Издательство А.В.Воробьёва, 2009

Тираж 200 экз.









Лысенко А.И.

Болхов. Колокольное имя твоё…

Орёл: Издательство «Вешние воды», 2009. – 208 с. Ил.

Настоящая книга выходит за рамки простого красочного фотоальбома по истории Болхова, хотя совсем не претендует на энциклопедическую полноту сведений. Она предоставляет право заинтересовавшемуся читателю искать и дальше самые разнообразные источники сведений обо всех сферах жизнедеятельности заповедного уголка земли орловской.

Тираж 3000 экз.






Книги, изданные в 2008 году.

А.И.Лысенко

«Почетные граждане города Орла»

Орёл: «Вешние воды», 2008. – 200 с.
Издание 3-е, дополненное и исправленное.

В книге рассказывается краткая история почетного гражданства в Орле до 1917 года и даётся повествование о почётных гражданах города Орла с 1967 по 2008 год.
Материалы рассчитаны на широкий круг читателей.

Тираж 2000 экз.





Л.М. Александрова

«И.С.Тургенев в Орле»

Орёл: ООО «Газета «Орловский вестник»
Издатель Александр Воробьёв. 2008. – 144 c.

Эта книга — хороший подарок к 190-летию со дня рождения И. С. Тургенева. О творчестве писателя написано немало книг. Во многих из них оно так или иначе связывается со Спасским-Лутовиновым, а город Орел, в котором родился Тургенев, остаётся как бы в тени. Значение родного города в личной и творческой судьбе остаётся недооцененным.

Составитель альбома устраняет этот досадный пробел, впервые прослеживает орловскую историю Тургенева и его близких от рождения писателя до его последнего приезда на родину. В альбоме прослеживается и история увековечения памяти Тургенева в Орле в XX веке.

Орёл предстаёт средоточием жизни провинциальной России во многих произведениях Тургенева, в том числе в четырёх романах из шести, созданных писателем, — «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Новь».

В Орле жили очень значимые для биографии Тургенева личности, среди которых были военные, писатели, драматурги, общественные деятели, врачи, артисты. Несмотря на исторические потери, Орёл хранит память о приездах писателя в родной город, предоставляя возможность совершить своеобразную прогулку по городу с Тургеневым.

В книге 144 страницы, большая часть её состоит из иллюстраций, многие из которых предоставлены фондами музея, и широкий читатель увидит их впервые.

Тираж 1000 экз.

Книги, изданные в 2007 году.

Алексеева Л.И.

«Краеведческие записки», выпуск 6.
«Дважды рождённый»

Орёл: издательство «Вешние воды», 2007. – 228 с. с иллюстрациями.

Очередной выпуск издания «Краеведческие записки», посвященный 110-летию Орловского краеведческого музея и 170-летию музейного дела в Орловском крае, содержит наиболее интересные работы по музейной и краеведческой тематике, выполненные сотрудниками музея за последние годы. Сборник дополнен публикациями материалов из архива музея.

Тираж 500 экз.





Алексеева Л.И.

"Моя 1-я Курская"

Орёл: Издательство А.В.Воробьёва, 2007.

Автор этой книги не писатель и не краевед. Людмила Ивановна, родилась 80 лет тому назад на 1-й Курской и всю жизнь прожила на этой улице. Много событий произошло в стране, в Орле, на родной улице за эти годы, а если учесть, что Людмила Ивановна всегда с интересом слушала рассказы своего деда и бабушки, то в памяти её сохранились события целого столетия. Об этом и рассказывает Людмила Ивановна.

Окончив в 1951 году филфак пединститута, Людмила Ивановна работала учительницей в школе, а затем много лет библиотекарем в школах города. Любовь к книге зародилась у неё с самого детства, когда в семье деда, имевшего самую большую библиотеку в округе, часто устраивали домашние чтения.

Происходя из рода купцов Шушпановых и Алексеевых, многочисленная родня которых проживала почти на всех пяти Курских улицах, она оказалась фактически единственной хранительницей сведений о многих из представителей этих родов. На страницах книги рассказывается о повседневных занятиях жителей улицы, описывается уклад жизни среднего купечества, о том, как история страны прошлась по судьбам её близких. Многие из её родственников отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной войне. Людмила Ивановна хранит фотографии, составляет генеалогическое дерево, ходит в архив и музеи. С её помощью был создан краеведческий музей в школе №11.

То, чем занимается Л.И.Алексеева, возвращает нам нашу историю через историю судеб конкретных людей. Это могло бы послужить примером для многих современных семей, в которых память не распространяется дальше бабушек и дедушек. Многочисленные фотографии, размещённые в книге, изображают не просто чьих-то родственников, а являются живой историей ушедших веков.

Тираж - 200 экз.



В.Матвеев:

"Орловская губерния"

Орёл: Издательство ОРАГС, 2007.

Два года тому назад автор выпустил книгу об Орле, в основе которой лежали изображения города на дореволюционных открытках. Книга имела большой успех. Это подвигло В.Матвеева на то, чтобы рассказать с помощью открыток из своей коллекции уже обо всей Орловской губернии. Так получилась настоящая фотолетопись губернии, её уездов, городов. Читатель сможет увидеть, какими были сто лет тому назад Орёл, Брянск, Елец, Ливны, Мценск, Болхов, Малоархангельск, Дмитровск, Карачев, Севск, Кромы, Бежица, Трубчевск.

Рассказы о городах сопровождаются записками современников, исследователей, писателей, краеведов, документальными свидетельствами. Они помогли стереть многие "белые пятна" и обогатить историю развития нашего края. Открытки - это ценные исторические источники о первоначальных и последующих названиях улиц, площадей, о стихийных бедствиях - пожарах, наводнениях, о границах землепользования и расположения достопримечательных усадеб, садов, о величественных храмах, мостах, старинных картах.

Книга предназначена для широкого круга читателей. Школьник и студент, учитель и архитектор, краевед и путешественник, каждый найдёт для себя много интересного в этой книге.

В книге 705 цветных и тоновых фотооткрыток.

Тираж книги - 1000 экземпляров.

О.Н.Попов, Р.И.Реуцкая, В.Г.Сидоров

"Церкви и монастыри города Орла"

Библиографический справочник
Издание 2-е, дополненное. - Орёл: Фолиант, 2007.

Первое издание книги под таким же названием вышло в свет в 1998 году и пользовалось большой популярностью среди любителей истории Орла, краеведов.

Тираж - 1000 экз.

Второе издание стало альбомного формата, красочно оформлено и больше стало походить на подарочное издание. В книгу включены сведения о двух монастырях, двадцати шести православных церквах и восьми культовых сооружениях других конфессий. О каждом из них приводятся краткие исторические справки, представлены их фотографии или рисунки конца XIX и начала XX веков, современные изображения, а также виды тех мест, где находились разрушенные церкви.

Второе издание дополнено новыми фотографиями храмов различных конфессий и литературными публикациями о них за последнее время. Библиографические списки литературы помогут читателям глубже познакомиться с историей каждого храма, культового сооружения.

Тираж - 1000 экз.

Родина Н.И., Бельский А.М.

"Орловская 26-я. Страницы истории"

Орёл: Издательство А.В.Воробьёва, 2007.

Впервые в нашем городе вышла книга, посвященная обычной школе, её истории, её преподавателям и выпускникам.

Тысячи и тысячи старшеклассников ежегодно оканчивают школы и выходят в самостоятельную жизнь. Проследить за судьбой каждого из них у школы нет ни сил, ни возможности. Хорошо, если сами ученики поддерживают связь со своими учителями, сообщают о своих успехах. В большинстве случаев через несколько лет и эти связи прерываются. Если ученик не прославился на всю страну (или область), если его имя не звучало по радио и не появлялось в газетах, то в родной школе о нем могут и не узнать. А жаль…

Как написал в своём стихотворении выпускник школы, поэт и писатель-фантаст Вячеслав Назаров:

Мы вечно кого-то славим,
кого-то не признаём.
Послушай,
а что оставим,
когда навсегда уйдём?..
Работа наша –
Россия,
мятеж её и покой,
и чтобы от нашей силы
была она чуть другой –
хотя бы на самую малость,
на дерево или дом…
И чтобы это осталось,
когда навсегда уйдём.

Устранить эту несправедливость, вспомнить хотя бы лучших своих учеников, собрать их вместе на страницах книги и решили авторы книги, посвященной истории 26-ой школы, Надежда Ивановна Родина – учитель истории, отличник народного просвещения, руководитель школьного музея,– и Александр Михайлович Бельский – заведующий экскурсионным отделом областного Центра детского и юношеского краеведения, туризма и экскурсий (бывшая ДЭТС), руководитель школьного литературно-краеведческого объединения. Н.И.Родина подготовила первую часть книги, «Исторический очерк», для чего использовала документы государственного архива, городского отдела народного образования, воспоминания учителей и выпускников школы. А.М.Бельский для второго раздела книги подготовил «Именной словарь общеобразовательного учреждения средней школы №26 города Орла». Третья часть книги – поэтическая.

Назову только одно имя – Жорес (Комаров) Александр Николаевич, директор 26-й школы, руководитель подпольной группы, действовавшей в оккупированном Орле. Погиб в 1942 году. Среди выпускников много инженеров, преподавателей, кандидаты и доктора наук, генералы, физик-ядерщик, писатели, поэты, журналисты, чемпионы, летчики, директора заводов, музыканты, художники, артисты, представители других профессий. Есть среди выпускников и лауреат двух Государственных премий.

Это первый опыт создания такой книги и он, конечно, не свободен от ошибок и упущений: иногда неправильно указаны инициалы, годы окончания школы, жаль, что много достойных имен не вошло в это издание. Но работа над книгой не окончена, авторы продолжают расширять список «Именного словаря», принимают дополнения и уточнения.

Тираж книги очень маленький, но и он был бы невозможен без финансовой помощи одного из выпускников школы, предпринимателя.

Тираж - 100 экз.

Тюрин Г.А. /Составитель/.

"Орловский край в русской литературе XX-XXI веков"

Выпуск 1

Орёл: Издательство ОГУ, издательство «Вешние воды», 2007.

Это издание открывает серию книг, которые будут посвящены писателям и поэтам Орловщины XX-XXI веках. Автор научного проекта, ответственный редактор и составитель Тюрин Г.А. В работе над книгой принимал участие коллектив авторов.

Первый выпуск посвящен памяти художника, поэта, педагога и краеведа Леонида Николаевича Потапова (1943-2004 гг.) В книгу включены неопубликованные ранее произведения талантливого поэта и писателя, научные статьи о его изобразительном и поэтическом творчестве. Книга содержит воспоминания коллег по работе, друзей и учеников, а также архивные документы и библиографический материал. В ней много графических работ Леонида Николаевича, фотографий. Хотя это издание и адресовано исследователям-филологам, искусствоведам, преподавателям, краеведам, сотрудникам музеев, архивов и библиотек, но оно, без сомнения, будет интересно и всем тем, кто познакомился с Леонидом Николаевичем по его передачам об Орле, которые он вёл в течение нескольких лет на Орловском радио.

Тираж - 300 экз.

PS. Материалы из этой книги дополнят рассказы о Леониде Потапове, размещённые на сайте в разделах: «Краеведение», «Художники», «Поэты».

Книги, изданные в 2006 году.

А.Лысенко, О.Попов, В.Сидоров

"Орёл вчера и сегодня"

Орёл. Издательство "Вешние воды", 2006.

Перед нами второе издание полюбившегося орловцами альбома, вышедшего пять лет тому назад. Немало изменений произошло в облике города за эти годы, построено много современных зданий. Всё меньше остаётся в Орле тех сооружений, особенно деревянных, которые напоминают о том, каким был город 100-150 лет тому назад. Коллектив авторов значительно пополнил за это время коллекцию снимков старого Орла. Теперь часть этой коллекции смогут увидеть все любители старины. Все снимки сопровождаются краткими, но содержательными комментариями, выписками из документов XIX и XX веков.

Поначалу горизонтальное расположение альбома вызывало некоторый внутренний протест. Хотелось, если уж книга носит то же название, что и первое издание, чтобы она имела те же размеры и форму. Другой могла быть только фотография старого Орла на обложке. Но издатель решил по-своему, и в этом решении есть свои преимущества. Так, появилась возможность разместить горизонтальные снимки гораздо большего размера, чем при вертикальном варианте.

Фотографии, открытки, используемые в книге, взяты из фондов краеведческого музея, из коллекций В.А.Сидорова, О.Н.Попова, Л.М.Тучнина, В.Г.Дышленко, А.П.Литюга, Л.Г.Дедюхина, М.А.Нечаева, А.Ю.Анохина, А.А.Лысенко.

Тираж 2000 экземпляров.

В.А.Власов

"Орловские эскизы"

Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2006.

Очередная книга орловского краеведа Владимира Алексеевича Власова посвящена известным орловцам того периода, когда город наш стал центром Орловской губернии. Здесь можно узнать о деятельности первого орловского губернатора Н.В.Репнина, первого губернского архитектора А.П.Клевера, президента двух академий Екатерины Дашковой, имевшей в Орле собственный дом, старейшины орловских писателей А.И.Клушина. Характеристика Орла того времени дается в записях академика В.Зуева и документах из архива Сафоновых. Вторая часть книги посвящена истории домов, связанных с судьбами Ермолова, Тургенева, Якушкина, Николая и Владимира Русановых, П.Потемкина, Ф.Крюкова, Василия Калиникова, жены Леонида Андреева А.М.Велигорской и др.

Тираж 999 экземпляров.

Книги, изданные в 2005 году.

В.Матвеев:

"Орёл на старых открытках"

Орёл: Издательство ОРАГС, 2005.

Уникальная книга, богато иллюстрированная открытками из частной коллекции автора, кандидата философских наук Владимира Матвеева. Впервые в свет вышло отлично изданное подарочное издание, в котором представлены около 300 видов Орла столетней давности. Открытки сопровождаются текстами из произведений классиков, краеведов, летописных записей, архивных изысканий.

Первые открытки города были рисованными, затем появились фотографические карточки. Вначале открытки с видами города издавались в Берлине, Стокгольме, затем их стали издавать и специально созданные открыточные фирмы, в том числе и в Орле.

Кроме этого в книге впервые можно увидеть немецкие открытки с видами города, изданные в 1941-1943 годах. Интерес представляют разделы: "Сувенирные открытки", "Пасхальные открытки", а также "Реклама старого города". Тираж книги - 600 экземпляров.

В.П.Ерёмин

"Орловские краеведы"

Орёл. Издательство "Вешние воды", 2005.

Орловский краеведческий музей время от времени выпускает "Краеведческие записки", пользующиеся вниманием со стороны не только специалистов-краеведов, но и всех интересующихся историей своего края. Это 4-й выпуск "Краеведческих записок", на этот раз он является тематическим и посвящен тем людям, которые внесли свой вклад в развитие орловского краеведения.

Это работа известного исследователя, являющегося единственным лауреатом премии им. И.Е.Забелина в нашей области, старшего научного сотрудника Орловского краеведческого музея Валерия Петровича Ерёмина. Эта книга стала его последней завершенной работой - тщательно подобранной и взвешенный свод сведений о почти ста орловских подвижниках-патриотах, к числу которых, без всякого сомнения, принадлежит и сам автор.

Тираж 500 экземпляров.

Книги, изданные в 2004 году.

 

"Живая связь времен"

(Памятники, мемориальные доски г. Орла) Орёл: Издательство "Вешние воды", 2004.

Это справочник, представляющий собой первую попытку собрать и обобщить материалы о памятниках, памятных местах и знаках, о мемориальных досках нашего города. В книге собраны сведения о 60 памятниках и 166 мемориальных досках, отражающих многообразие событий происходивших в нашем городе, о знаменитых земляках, представителях литературы, культуры, науки, участниках военных событий и общественных деятелях.

Книга предназначена для всех, кто интересуется настоящим и прошлым Орла, кто хочет узнать о тех, чьи имена носят улицы нашего города.

В книге имеются многочисленные иллюстрации, к сожалению небольшого размера и монохромные по цвету. Однако, понятно, что справочник и не предназначен выступать в роли фотоальбома. Кроме того, размещение цветных иллюстраций привело бы к значительному удорожанию книги.

Тираж 1200 экземпляров.

 

Книги, изданные в 2003 году.

 

«Орёл из века в век»
Летопись основных событий. 1566 – 2000 годы

Орёл: Издательство ОРАГС, 2003. – 528 с., иллюстрации

Книга рассказывает о событиях, происходивших в экономической, политической, общественной, социальной, культурной жизни Орла с момента основания города и до завершения XX века.

Представленная в летописи информация позволяет увидеть и осознать роль и место Орла в экономическом, культурном, духовном развитии страны.

Книга адресована широкому кругу читателей – преподавателям вузов и студентам, учителям и учащимся школ, колледжей, гимназий, всем, кто интересуется историей родного края.

Тираж 1000 экз.

 

Книги, изданные в 2001 году.

А.В.Гольцова, В.П.Ерёмин, А.И.Лысенко

«Почетные граждане города Орла»

Орёл: Издательство «Вешние воды», 2001. – 120 с. Издание 2-е, дополненное и исправленное.

Тираж 3000 экз.












В. Неделин

"Орёл изначальный"

Орёл. Издательство "Вешние воды", 2001

Впервые в современной историографии города Орла так подробно описан период жизни людей на месте слияния Оки и Орлика с древнейших времен до XVIII века.

Автор воссоздал атмосферу зарождения города, сыгравшего значительную роль в государственном и духовном развитии России, не только в строках текста, но и представил все живо в иллюстрациях. Причем, рисунки его не вольный полет фантазии художника, а фактографичны и несут в себе научную основу. Кроме рисунков древнего Орла, в книге содержится много планов города, отразивших изменения, происходившие при его развитии в течение нескольких веков.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Тираж 7000 экземпляров.

Книги, изданные в 2000 году.

А. Бельский

"Город Орёл". Краеведческий словарь.

Орёл: Издательство ОГУП "Орловская областная типография "Труд". 2000.

Эта книга - первый опыт краеведческого словаря города Орла, хронология жизни, представленная в именах и судьбах его замечательных граждан. Автор, много лет работающий в области литературного краеведения, проделал огромную работу по составлению словаря и систематизации сведений, собранных в нём. В книге содержится свыше 1700 фамилий, как наших земляков, так и известных писателей, артистов, космонавтов, ученых, посетивших наш город. Искать в книге нужную фамилию легко и просто, т.к. кроме сфер деятельности, к которым можно отнести того или иного человека, а словарь включает несколько таких разделов, в нем имеется и алфавитный указатель.

Каждый, кто перелистывает страницы этой книги, сразу же становится как бы соавтором А.Бельского, т.к. замечает, что не хватает тех или иных фамилий, достойных быть в числе тех, что уже содержатся в словаре, и хотел бы предложить свои дополнения. Автор знает об этом и будет признателен за дополнения и уточнения, т.к., к сожалению, публикуются не все даты, не везде приводятся полные имена, перед некоторыми фамилиями отсутствуют инициалы. Такова наша история, наша страна, что не удается сберечь сведения даже о достойных людях. Работа над словарём продолжается.

Тираж 999 экземпляров.

А.Лысенко, О.Попов, В.Сидоров

"Орёл вчера и сегодня"

Орёл. Издательство "Вешние воды", 2000.

Перед нами хорошо изданная, богато иллюстрированная книга, в которой, наконец, частично удовлетворено желание любознательных жителей города. Дело в том, что многие люди, интересующиеся историей города, часто задаются вопросами о том, что находилось в том или ином месте сто лет тому назад, хотят сравнить хорошо известные городские пейзажи с видами прошлого. Авторы, словно угадав пожелания читателей, показывают в своей книге открытку столетней давности, а рядом современный снимок, сделанный примерно с того же места, что и век назад. Все снимки сопровождаются интересными комментариями.

Открытки, используемые в книге, взяты из коллекции известного их собирателя и знатока, автора и соавтора многочисленных библиографических справочников, бывшего директора библиотеки им. Бунина В.А.Сидорова. Краеведческий материал и снимки современного Орла подготовил О.Н.Попов, полвека увлекающийся фотографией и краеведением. Часть снимков сделана известным фотохудожником В.А.Павловой.

Тираж 2000 экземпляров.

Книги, изданные в 1998 году.

А.В.Гольцова, В.П.Ерёмин, А.И.Лысенко

«Почетные граждане города Орла»

Орёл: Издательство «Вешние воды», 1998. – 120 с

Тираж 3000 экз.











В. Ромашов, В. Неделин

"Архитектурные древности Орловщины"

Орёл. Издательство "Вешние воды", 1998.

Чтобы осуществить идею создания этой книги, художник Вячеслав Ромашов на свои средства неоднократно объехал всю Орловскую область, побывал в самых дальних её уголках в поисках ещё оставшихся, зачастую совсем разрушенных церквей, монастырей, часовен. Время неумолимо, ещё более безжалостен человек, разрушающий то, что было создано его предками. Пройдет ещё несколько лет, и никто никогда не увидит того, что удалось показать нам авторам этой книги. Работа в архивах Владимира Неделина помогла уточнить названия, историю разрушенных храмов, а иногда уточнить и их облик.

По опросам библиотекарей книга признана самой читаемой в 1999-2000 годах в Орловской области.

Тираж 1200 экземпляров.

Книги, изданные в 1982 году.

С.И.Фёдоров

"Архитектурные образы Орловщины"

Тула: Приокское книжное издательство,1982.

Предлагаемая читателю книга известного архитектора Сергея Ивановича Фёдорова - результат длительных и многолетних изысканий, проведенных автором во многих архивах, библиотеках и музеях страны, проектных учреждениях и личных архивах. Автор сумел обнаружить многие неизвестные ранее документы и рассказывает об этом со знанием дела, интересно и убедительно. В книге можно узнать о выдающихся памятниках архитектуры, скульптуры, садово-паркового и усадебного искусства, составляющих историко-культурное богатство Орловщины.

В книге имеются многочисленные фотографии и иллюстрации, дана обширная библиография, имеются необходимые справочно-научные пояснения.

Тираж 5000 экземпляров.


Комментарии: 1
1
16 фев 11, 10:32 Артём Лящук

Георгий Васильевич Дышленко (1915-1994)

Георгий Васильевич Дышленко
(1915-1994)

С именем Г. В. Дышленко связана славная страница в истории живописи на Орловщине. Многообразие творческих интересов талантливого художника, создание произведений в самых разнообразных жанрах живописи, будь то эпическое или жанровое полотно, портрет, пейзаж или натюрморт, всегда привлекали к себе внимание, как профессионалов, так и многочисленных любителей искусства. Его невозможно было спутать с кем-либо другим. Замечательный колорист, он стремился показать всю красоту окружающего нас мира, радость существования на этой земле.

Ниже приведена заметка, взятая из каталога персональной выставки Георгия Васильевича, вышедшего в 1990 году. В ней подробно описан не только жизненный, но главным образом творческий путь художника.

К 50-летию творческого пути

Полувековой творческий путь пройден художником Георгием Васильевичем Дышленко. С его именем связаны живописные полотна, воспевающие красоту Орловщины, ее многовековую историю и сегодняшний день.

Душевная щедрость, честность, цельность — эти качества в полной мере характеризуют Дышленко и как человека, и как художника. Из многообразия окружающей жизни он выбирает именно те стороны, которые находят живой отзвук в нем самом, в его характере, в его мироощущении.

Жизненный путь Георгия Васильевича дает ясное представление о закономерности рождения его картин, творческих позиций, устремлений и достижений.

Рассказывая о себе, художник отмечает, что в основу многих его произведений, особенно ранних, легли яркие впечатления детских лет, проведенных среди бескрайних степей Украины. Семья Дышленко жила в поселке при Ново-Деркульском конном заводе, где разводили ценные породы племенных лошадей. Общение с этими прекрасными животными побудило юного художника к изображению их на бумаге.

Многие в детстве рисуют лошадей, но не все потом становятся художниками. Детская мечта Георгия Васильевича, крестьянского сына, сбылась. В 1934 году он стал студентом Харьковского художественного училища. О том, что не напрасно был сделан выбор, говорила победа на студенческом конкурсе. За эскиз картины «Т. Г. Шевченко в Петропавловской крепости» студент 2 курса Георгий Дышленко получил первую премию. Закончив училище в 1939 году, он поступает в Харьковский государственный художественный институт, где учиться ему не пришлось, в том же году его призвали в ряды Красной Армии. Великая Отечественная война застала художника в Рыбинске, где он проходил военную службу. Ему, как и всем его сверстникам, пришлось пройти сквозь огненные годы войны, преодолеть тяжелые испытания и выстоять.

С первых дней войны и до победного ее окончания Георгий Васильевич Дышленко сражался на разных фронтах, он участвовал в боях под Смоленском, защищал Москву, воевал в Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.

Примечательно, что Г. В. Дышленко в 1943 году освобождал Орловщину, в период между боями вступил в ряды Коммунистической партии и за проявленный героизм при освобождении Орла был удостоен правительственной награды — ордена Красной Звезды. А в 1945 году, демобилизовавшись, Дышленко навсегда связывает свою судьбу с этим городом. Разрушенный до основания Орел нужно было восстанавливать. Руки художника истосковались по мирному привычному труду.

* * *

Дышленко активно включается в художественную жизнь Орла. Он работает в «Товариществе художников», в 1946 году его принимают кандидатом в члены Союза художников РСФСР, в том же году на областной художественной выставке он экспонирует свою первую картину «Советские казаки у памятника Аустерлицкой битвы». Это произведение не удовлетворило художника, сказался большой перерыв в творческой работе.

Дышленко принимает решение продолжить прерванную войной учебу, в 1948 году вновь поступает на I курс Харьковского художественного института, занимается при батальной мастерской известного живописца профессора П. Н. Котова и заканчивает учебу в 1954 году. После института Георгий Васильевич Дышленко был направлен на работу в Орловское отделение СХ.

* * *

В середине 50-х годов Г. В. Дышленко вместе с молодыми живописцами А. И. Курнаковым, Л. И. Курнаковым, В. А. Дудченко, М. И. Лапшовым, пришедшими с войны и закончившими художественные ВУЗы, составил творческое ядро Орловского Союза художников.

Много и напряженно работая в то время, молодой художник стремится воплотить все свои неосуществленные замыслы. Появляется картина «Табунщики», рассказывающая о жизни коневодческого совхоза, которая экспонируется в 1955 году на республиканской выставке в Москве. В том же году на Всесоюзной выставке, посвященной пятидесятилетию первой русской революции, экспонируется портрет участника крестьянского восстания на Орловщине П. П. Зыбина.

В 1957 году Дышленко создает одно из первых своих больших сюжетно-тематических полотен «Вручение знамени ВЦИК 1-й Конной Армии», которое воссоздает событие гражданской войны. Появлению картины предшествовала большая работа по сбору подготовительного этюдного материала. В картине художник показал себя умелым мастером в построении сложной многофигурной композиции с большим количеством конных всадников, а также проявил умение передать в сложных ракурсах все особенности строения лошадей.

М. И. Калинин, стоя на тачанке, вручает Красное знамя Первой Конной Армии  С. М. Буденного. Образы взволнованных кавалеристов, торжественно замерших в строю, командармы С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов, привставшие на стременах и отдающие честь Председателю ВЦИК, почти с документальной точностью передают легендарное время гражданской войны. Этим произведением художник выступает как бы от лица своего поколения, воспитанного на героике послереволюционных лет. Картина с республиканской выставки была передана музею М. И. Калинина в Москве и вошла в его экспозицию.

В пятидесятые годы Дышленко обращается не только к батальному жанру. В его творчестве ясно проступает новое мироощущение, характерное для поколения, пережившего войну. Светлое чувство возвращения к полнокровной жизни, радостное ее восприятие проявляется в пейзажах художника.

«Голуби. Окраина» (1957) — один из лучших пейзажей этого периода. В обычном городском мотиве с голубями художник передает весенний прозрачный воздух, окутавший крыши домов, ощущение радостного оживления в природе и жизни города. Этим полотном Дышленко заявляет о себе как живописец лирического склада, которому хорошо удается передача настроения в пейзаже.

* * *

Война навсегда оставила след в душе художника, заставляя его не раз возвращаться к пережитому. В конце 50-х — начале 60-х годов Дышленко обращается к теме Великой Отечественной войны.

В соавторстве с А. И. Курнаковым и Л. И. Курнаковым создается для областного краеведческого музея диорама «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года».

Еще русский художник-баталист В. В. Верещагин говорил, что художник не может, не имеет права изображать войну, если он лично не участвовал в ней, не был очевидцем событий, изображаемых им.

Поэтому не только мастерство живописцев, но и то, что все его исполнители были участниками Великой Отечественной войны (а Дышленко принимал непосредственное участие в боях под Орлом), способствовало успеху в создании этого монументального произведения, которое по праву причислено к значительным произведениям панорамного искусства 60-х годов.

С начала 60-х годов в творчество Дышленко прочно входят две темы, постоянно взаимообогащающие друг друга,- это тема войны и мирной жизни.

К 30-летию освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков художник создает жанровое полотно «На Орловско-Курском направлении» (1973-1975), в котором решение темы войны получает более сложную и многогранную интерпретацию.

Основой для сюжета послужил психологически углубленный подход к событиям, в которых автор принимал непосредственное участие. Композиция картины строится на контрасте настроений группы немецких военнопленных и советского солдата-освободителя, уверенно стоящего на родной земле.

Этот психологический перелом, вспоминает художник, наступил после победы Красной Армии в исторической битве под Курском и Орлом. Значительную роль в картине отводит художник пейзажу, который вселяет чувство достоверности происходящего. Конец битвы, вечереет, красным багрянцем окрашен горизонт, остывает земля после жаркого боя; вечерние тени скользят по жалким фигурам поверженных врагов, и только фигура русского солдата освещена лучами заходящего солнца.

Логическим продолжением темы явились произведения, созданные в последующие десятилетия. Это цикл картин, посвященных восстановлению Орла после военной разрухи: «Орел в первые дни освобождения», «На ближних подступах к Орлу», «Лицо войны» (1983).

Триптих «Память» (1985) — одна из последних работ художника. Возникновению серии предшествовала поездка Дышленко в Белоруссию и посещение им мемориального комплекса в селе Хатынь.

Триптих состоит из центральной части «Непокоренный человек», правой части — «Обелиски скорби» и левой — «Кладбище деревень». Темой триптиха становится не столько событие, сколько идея, выливающаяся в пейзажный образ. И здесь художник ставит перед собой чрезвычайно сложную задачу: выразить через состояние природы всю скорбь, всю боль утраты советского народа, потерявшего в войне 20 миллионов человек.

Все три пейзажа решены в сдержанной сине-голубой гамме цвета. Колорит и цвет в композиционной разработке триптиха является главным носителем образного содержания произведения. Присутствие драматического начала в триптихе сливается воедино с эмоциональной активностью природы и субъективным восприятием автора трагических событий, происшедших в Хатыни 23 марта 1943 года.

Создавая произведения на военную тему, Г. В. Дышленко всегда следует принципу достоверности, чувствуя перед собой большую ответственность и прекрасно понимая, насколько это важно для тех, кто был рожден после победного мая.

* * *

Анализируя творчество Г. В. Дышленко, нельзя не сказать о том, что во все свои произведения художник вкладывает широкий спектр философских понятий: эпическое, эстетическое и познавательное начало закономерно присутствует во всех его картинах.

В 70-е годы художник все чаще обращается к сериям. Именно серия — это та форма, которая помогает раскрыть большую тему. Есть темы, которые можно назвать вечными: человек и земля; земля и ее плодородие.

Вот уже на протяжении более 10 лет разрабатывает живописец вечную и философскую по своему содержанию тему «хлеба», которую можно назвать программной для творчества Дышленко. В цикл картин о хлебе художник включает различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, помогающие наиболее полно и многогранно выразить мысль в теме.

Написанный в 1964 году пейзаж «Хлеб убран», экспонировавшийся на зональной выставке в Воронеже, дает начало разработке новой темы.

В 1974 году появляется натюрморт — картина «Орловский хлеб», ставшая кульминационным аккордом всего цикла.

На вышитом полотенце лежит только что вынутый из печи хлеб, пышный, круглый с темно-коричневой хрустящей корочкой, рядом желтеет аппетитный кусок сливочного масла, подчеркивая материальность каравая. Крупные головки фиолетового чеснока очень кстати соседствуют с краюхой хлеба, посыпанной солью. Всю остальную плоскость холста заполняют батоны, сдобные булочки, калачи и баранки. И во всей этой симфонии изобилия хлебного царства главенствует черный ржаной каравай, на котором во все времена держалась Россия. Натюрморт написан широко, пастозно, густой мазок выпукло и сочно лепит форму. Красочная фактура холста разнообразна, отчего натюрморт праздничен и наряден, от него исходит аромат тепла, уюта, все в нем располагает к миру и покою.

В 70-80-е годы натюрморт для художника стал своего рода лабораторией, в которой он выявляет свой взгляд на мир, совершенствует свою палитру. Живопись Дышленко развивается в сторону цветности, дается подробный сравнительный анализ различных живописных форм. Так, например, в натюрморте «Орловский хлеб» большое количество разнообразных предметов: теплая коричневая керамика, свежевыпеченный черный и белый хлеб, льняная ткань полотенца и цветной ситец, сливочное масло и чеснок. Каждый из них, имея свою фактуру, свой цвет, в то же время объединяются единым теплым золотистым колоритом.

В 1977 году художник совершает творческие поездки по старинным русским городам: Пскову, Переславлю-Залесскому, Ростову Великому. Посещает Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. Появляется цикл пейзажей «По Пушкинским местам». Атмосфера старинных русских городов наталкивает художника на совершенно иное выражение разрабатываемой ранее темы.

Триптих «Дума о хлебе» (1977) рождает мысли о русской истории и народных традициях. Центральная часть триптиха «Хлеб материнский» — это портрет русской женщины с добрым крестьянским лицом, натруженными руками, держащими на полотенце каравай хлеба.

Смысловым центром левой части триптиха «Хлеб, соль и доспехи» является старинное русское оружие, хлеб и соль, которые символизируют традиционное русское гостеприимство, а вместе с тем умение русского народа защитить себя от тех, кто идет к нам со злом.

Первая часть триптиха — это вариант натюрморта «Орловский хлеб».

Продолжая тему, художник в 1979 году пишет пейзаж-картину «Хлебозавод», в которой повествует о долгом пути хлеба к нашему столу. В картине художнику удается передать состояние наступающей весны в городе и в то же время убедительно показать непрекращающуюся жизнь хлебозавода ранним утром, в то время, когда еще город спит крепким сном.

Не случаен в цикле картин о хлебе и «Портрет Клавдии Васильевны Дорожкиной» (1985). Эта женщина является автором знаменитого «орловского» хлеба, появившегося в 1960 году, как раз в то время, когда в природе сложились трудные метеорологические условия для уборки урожая. К. В. Дорожкина заведовала лабораторией треста хлебопечения, и ей было поручено из низкосортной муки получить хороший сорт хлеба. Клавдия Васильевна справилась с заданием. В Москве на ВДНХ «орловский» хлеб получил медаль, а К. В. Дорожкина за его рецептуру была награждена Знаком Почета и дипломом. В портрете художнику удалось передать душевный и привлекательный образ немолодой женщины, с лицом, исполненным доброты и спокойствия.

В 80-е годы Дышленко все чаще обращается к натюрморту как к жанру, дающему выразить художнику свое отношение к вещам и предметам, заключающим в себе многозначное представление о материальном и духовном благе. В натюрморте Дышленко выявляет не только связь предметов друг с другом, но и свою связь с миром, славя изобилие и жизнь, исполненную глубоких чувств и душевного здоровья.

Натюрморт «Угощение на пасеке» (1982) — один из многих натюрмортов художника, прославляющих традиционное русское хлебосольство. На картине незримо присутствует хозяин пасеки, приготовивший угощение для друзей: янтарный мед в наполненной до краев тарелке, золотистые деревянные ложки, готовые погрузиться в пахучую сладкую массу, каравай хлеба, крынка с молоком. Корзина спелых антоновских яблок и гроздья пламенеющей рябины красноречиво повествуют о времени года. В цветовой палитре натюрморта собрано все разноцветье щедрой на дары осени. От картины веет теплым воздухом, насыщенным запахами меда, хлеба, молока, яблок, навевающим воспоминания о далеком деревенском детстве.

В своих натюрмортах — картинах «Утренний чай» (1979), «Осень на даче» (1977) — живописец так же щедро и откровенно делится своим полнокровным восприятием жизни.

* * *

Тесно связав свое творчество с Орловщиной, художник вдохновенно воспевает ее природу, неизменно связывая свои произведения с литературными местами. К 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева создается цикл пейзажей «По тургеневским местам». В этих пейзажах Дышленко, обращаясь к миру, окружавшему Тургенева, Лескова, Фета и других писателей, пытается раскрыть его в широком смысле как мир не только природный, но и как мир духовный. Этот настрой прослеживается в пейзаже «Аллея в Спасском» (1959), где, передавая осенний мотив во всем великолепии увядания, автор создает настроение возвышенной грусти.

Лирический и задушевный строй пейзажей исходит из души самого художника. В пейзаже «После дождя» (1968) живописец сумел передать состояние природы, активно влияющее на наше восприятие.

Только что прошел теплый весенний дождь, еще влажны ступеньки старинного тургеневского особняка, воздух свеж и напоен ароматом сирени. Художник заставляет разделить с ним его состояние чувств: радость и восторг перед наступившей весной.

Чрезвычайно плодотворной для Георгия Васильевича Дышленко стала творческая поездка в Болгарию в 1978 году. Под впечатлением этой поездки был написан ряд произведений, связанных с историей болгарского народа. В пейзажах «Шипка», «Орлиное гнездо», «Горный перевал» художник запечатлел те исторические места, где когда-то мужественно сражались русский 36 Орловский полк и болгарские ополченцы в Освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 года. Пейзажи этой серии отличаются монументальностью, суровым сдержанным колоритом, передающим эпичность содержания и историческую достоверность событий.

Часть работ из этой серии была приобретена болгарскими друзьями и сейчас находится в Разградской картинной галерее.

В 80-е годы пейзажи Дышленко приобретают новую окраску и содержание. Работая с архивными материалами, художник создает цикл пейзажей, которые можно назвать краеведческими. Эти пейзажи связаны с историческими и памятными местами города: «Ледоход на Оке. «Красный мост», «Река Орлик», «На правом берегу Орлика. Ушедшее», «У слияния Орлика с Окой» (1981).

Последняя работа этого цикла триптих «Из века в век» (1986) — своеобразный экскурс в историю и сегодняшний день Орла. В центральной части триптиха «Весенние просторы», через формат холста, вытянутого по горизонтали, художник передает раздолье среднерусской равнины. Плывущие по небу облака, искусно введенные в композицию, подчеркивают движение плавно текущих вод Оки в пору весеннего

половодья. Впечатление безбрежности пространства, первозданной силы и красоты усиливается присутствием двух других пейзажей в триптихе.

«Орел — крепость на Оке» — жанрово-исторический пейзаж, дающий представление о том, каким был наш город 400 лет назад. В пейзаже «Обелиск на Оке и Орлике» художник представляет то же место, преображенное современной действительностью.

Передавая раннюю весну в триптихе, живописец использует все богатство тональных отношений от глубоко-синего до серебристо-голубого, создавая ощущение влажной зыбкости вешних вод, настороженности и трепета природы в ожидании весенних перемен.

Философская мысль об изменчивости жизни и вечности природы проводится автором в этом произведении.

* * *

Естественным продолжением творчества Дышленко стала его общественная и педагогическая деятельность. Более двадцати лет доцент Георгий Васильевич Дышленко преподавал живопись на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института, из них пять лет был деканом факультета. Имея большой авторитет в коллективе художников, неоднократно избирался членом правления и председателем Орловского отделения творческого союза художников.

Бесконечно отзывчивый, мягкий и деликатный, он никогда не переоценивает себя. Он скромен и взыскателен к себе, считает, что не все удалось сделать, как хотелось бы. Если работа, с его точки зрения, закончилась неудачей, он работает дальше.

Все картины Дышленко всегда с большой теплотой принимает зритель, так как творчество Георгия Васильевича цельно, его манера и стилистические особенности письма всегда последовательны и основываются на реальности жизненных наблюдений. Его картины щедро отражают внутреннюю суть художника, его творческую и человеческую позицию.


Комментарии: 1
0
16 фев 11, 10:24 Артём Лящук

Ярлыки на одежде

Гладить запрещено
Разрешено гладить
Гладить при максимальной температуре 100, использовать тканевую прокладку, не пользоваться паром
Гладить при максимальной температуре 150, использовать влажную ткань
Гладить при максимальной температуре 200, можно слегка увлажнять изделие
Ручная стирка
Стирка запрещена
Только ручная стирка при температуре максимум 30, не тереть, не отжимать
Ручная или машинная стирка при температуре не выше указанной
Соблюдать особые меры предосторожности. Ручная или машинная стирка. Внимательно придерживаться указанной температуры, не подвергать сильной механической обработке, полоскать, переходя постепенно к холодной воде, при отжиме в стиральной машине ставить медленный режим вращения центрифуги
Очень деликатная обработка в большом количестве воды, минимальная механическая обработка, быстрое полоскание при низких оборотах
Стирка с кипячением
Разрешена машинная стирка
Машинная стирка запрещена
Разрешена стирка с отбеливателями, содержащими хлор; использовать только холодную воду, следить за полным растворением порошка
При стирке не использовать средства, содержащие отбеливатели (хлор)
Только сухая чистка
Не подвергать химчистке
Сухая чистка с любым растворителем
Химическая чистка только с углеводородом, хлорным этиленом и монофтортрихлорметаном
Химическая чистка с использованием только углеводорода и трифтортрихлорметана
Химическая чистка только с углеводородом, хлорным этиленом и монофтортрихлорметаном при ограниченном добавлении воды, контроле за механическим воздействием и температуры сушки
Химическая чистка только с углеводородом и трифтортрихлорметаном при ограниченном добавлении воды, контроле за механическим воздействием и температуры сушки
Разрешено отжимать в стиральной машине и высушивать электросушилкой
Не разрешено отжимать в стиральной машине и высушивать в электросушилке
Высушивать при теплой температуре
Высушивать при горячей температуре
После отжима разрешена вертикальная сушка
Сушить без отжима
Сушить на вешалке
Сушить на горизонтальной поверхности
Отпаривать нельзя
Изделие содержит вискозу и хлопок
Сушить в тени

Комментарии: 1
0
15 фев 11, 18:45 Артём Лящук

ICQ Этикет!

Вот основные правила этикета для общения по icq.

1. Если вы хотите общения с кем-либо, то не достаточно написать ему слова «привет». Как и при устной беседе, после приветствия заведите разговор о том, что вас волнует, а просто здороваться - бессмысленно, другим это надоедает.

2. Если ваше общение в течение дня возобновляется по нескольку раз, то здороваться снова и снова не стоит.

3. Если вам не о чем поговорить, то после приветствия не стоит спрашивать «Как дела?», этот вопрос не повод для общения, на него мало кому захочется отвечать, уважайте своего собеседника и его драгоценное время.

4. Если вы о чём-то спросили своего собеседника, то некоторое время подождите его ответа.

5. Все ваши послания должны содержать какую-либо информацию, не посылайте сообщения в виде информационного мусора: точки, скобки, цифры.

6. Первое сообщение, отправленное в виде смайлика – это не повод для дальнейшего общения, вашего собеседника оно может привести в недоумение.

7. Ожидая ответа, не пишите, что-то типа «ты где?», «ты тут?», помните, что ваш собеседник может общаться не только с вами, а в случае длительной задержки ответа, спросите снова.

8. Если вы обнаружили того, кто, поставив невидимый статус, находится в аське, не стоит его «рассекречивать». Ваши сообщения «я знаю, ты здесь» будут вовсе неуместны.

9. Не пишите сообщения, состоящие только из больших букв при помощи клавиши "Caps Lock", со стороны кажется, что вы эти слова выкрикиваете.

10. Не рассылайте сообщения, в которых прося их размножить, отослав кому-то ещё.

При общении по аське нужно всегда учитывать и ваши взаимоотношения с собеседником и его статус, занятость собеседника на данный момент, но помня о наших правилах, вы никогда не поставите себя или своего собеседника в неловкое положение.


Комментировать
0
28 фев 11, 22:29 Артём Лящук

Гравюры

Эти гравюры взяты из двух поэтических сборников Леонида Николаевича. Здесь отобраны произведения, на которых изображен наш Орёл, его старые уголки, которых всё меньше и меньше остаётся в быстро растущем городе. Я не знаю, какие подписи давал автор своим работам, в книгах они живут без названия. Я не стал придумывать своих названий этим гравюрам, но, учитывая то, что сюда будут заглядывать не только орловцы, но и гости города, дал небольшие подписи к тому, что изображено на этих работах.

Ахтырская (Никитская) церковь.
Георгиевский переулок. В центре видно одноэтажное здание музея Ивана Бунина.
Ул. Нормандия-Неман (бывшая Николо-Песковская). Смоленская церковь. Слева дом купца Чикина, в котором в наши дни располагается Военно-исторический музей.
Васильевская церковь.
Река Орлик. Слева здание банка. Александровский мост и церковь Михаила-Архангела.
Ул. Энгельса (бывшая Ситниковская). Видна Васильевская церковь.
Река Орлик. Александровский мост. Церковь Михаила-Архангела.

Комментировать
0
16 фев 11, 10:28 Артём Лящук

История номеров ICQ

Регистрируя ICQ сейчас вы не получите пяти, шести, семи или восьмизначный номер: стандартный для всех номер - это девятизнак. Это единственное на что вы можете рассчитывать. "Но ведь у некоторых пользователей есть короткие номера",- скажите вы. Это так. На коротких номерах сидят те, кто успел зарегистрировать их в далекие времена или купил шести или семизначный в ICQ магазине. 15 ноября 1996 года ICQ начала свою работу. С этой знаменательной для всех нас, пользователей ICQ, даты началась регистрация 6-знаков с номера 100000. Вообще, 6-значный номер - это самый короткий номер, который когда-либо был в свободной регистрации и который мог себе зарегистрировать любой рядовой пользователь ICQ. Но время шло, ICQ становилась всё более популярной и, в конце концов, 6-знаки просто закончились. Так началась эра 7-знаков, которые начали регистрировать в начале мая 1997 года. Но 7-знаков хватило на срок чуть меньше года, и уже с середины марта 1998 года началась регистрация 8-знаков. Больше на одну цифру - больше на десятки тысяч комбинаций, а результат прост: 9-знаки пришли на смену 8-знакам через два года, то есть в 2000 году, и выдаются сервисом по сей день. По неподтверждённым данным, изначально регистрация велась в последовательном порядке. Случайным образом (генерироваться) уины начали с регистрации 9-знаков в диапазоне с 19******* - 22*******, в начале января 2003 года. "А как же пятизначные номера?",- спросите вы. Они никогда и не были в свободном доступе, а их регистрация-это привилегия администраторов ICQ. Многие люди думают, что количество 5-знаков составляет 90 тысяч штук в диапазоне 10000-99999. Это совсем не так и 5-знаков гораздо меньше, немногим более двух тысяч. Также в 1996 году существовали 3-х и 4-х значные номера, которые выдавались бета-тестерам и которые впоследствии были удалены, за исключением нескольких номеров-пейджеров (роботов).


Комментировать
0
28 фев 11, 22:31 Артём Лящук

Наука и культура

Образовательные учреждения: Орловский государственный университет, Орловская государственная сельскохозяйственная академия, Орловский государственный технический университет, Орловский государственный институт искусств и культуры, Орловский коммерческий институт, факультет Всероссийского заочного финансово-экономического института.

  Культурные учреждения: театры (драматический, кукол, юного зрителя). Картинная галерея. Музеи: И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, писателей-орловцев, историка Т. Н. Грановского, полярного исследователя В. А. Русанова, композитора В. С. Калиникова; краеведческий; Музей-диорама «Орловская наступательная операция».


Комментировать
0
15 фев 11, 18:24 Артём Лящук

Автомобильные коды

Код Субъект 01 Республика Адыгея 02, 102 Республика Башкортостан 03 Республика Бурятия 04 Республика Алтай 05 Республика Дагестан 06 Республика Ингушетия 07 Кабардино-Балкарская Республика 08 Республика Калмыкия 09 Республика Карачаево-Черкессия 10 Республика Карелия 11 Республика Коми 12 Республика Марий Эл 13 Республика Мордовия 14 Республика Саха (Якутия) 15 Республика Северная Осетия-Алания 16, 116 Республика Татарстан 17 Республика Тыва 18 Удмуртская Республика 19 Республика Хакасия 20, 95 Чеченская Республика 21, 121 Чувашская Республика 22 Алтайский край 23, 93 Краснодарский край 24 Красноярский край 25, 125 Приморский край 26 Ставропольский край 27 Хабаровский край 28 Амурская область 29 Архангельская область 30 Астраханская область 31 Белгородская область 32 Брянская область 33 Владимирская область 34 Волгоградская область 35 Вологодская область 36 Воронежская область 37 Ивановская область 38 Иркутская область 39, 91 Калиниградская область 40 Калужская область 41 Камчатская область 42 Кемеровская область 43 Кировская область 44 Костромская область 45 Курганская область 46 Курская область 47 Ленинградская область 48 Липецкая область 49 Магаданская область 50, 90, 150 Московская область 51 Мурманская область 52,152 Нижегородская область 53 Новгородская область 54 Новосибирская область 55 Омская область 56 Оренбургская область 57 Орловская область 58 Пензенская область 59 Пермская область 60 Псковская область 61, 161 Ростовская область 62 Рязанская область 63, 163 Самарская область 64, 164 Саратовская область 65 Сахалинская область 66, 96 Свердловская область 67 Смоленская область 68 Тамбовская область 69 Тверская область 70 Томская область 71 Тульская область 72 Тюменская область 73 Ульяновская область 74, 174 Челябинская область 75 Читинская область 76 Ярославская область 77, 99, 97, 177, 199 г. Москва 78, 98 г. Санкт-Петербург 79 Еврейская автономная область 80 Агинский Бурятский авт. округ 81 Коми-Пермяцкий автономный округ 82 Корякский автономный округ 83 Ненецкий автономный округ 84 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 86 Ханты-Мансийский автономный округ 87 Чукотский автономный округ 88 Эвенкийский автономный округ 89 Ямало-Ненецкий автономный округ 94 Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Управлением режимных объектов МВД России

Комментировать
0
15 фев 11, 19:54 Артём Лящук

Тургеневское Общестао в Орле

общество

Вспоминая минувшее десятилетие, не устаешь удивляться, как много мы прожили, как спешили жить, как стремительно менялись мы сами и мир вокруг нас. Читали взахлеб, радуясь ранее запретному, обдумывая давно открытое... Помню, как в конце 80-х годов мы расставались в музее Тургенева с прежней, изрядно надоевшей, идеологически выверенной и снабженной цитатами из классиков марксизма-ленинизма экспозицией — как будто сбрасывали старую одежду. Помню, как открывали какую-то по-особому яркую, праздничную большую выставку «Тургенев и его окружение»; казалось, весь богатый, сложный, многоцветный мир классика поселился в стенах старого дома по улице Тургенева. Лица друзей и недругов писателя, его политических оппонентов открыто глядели на нас. Просто так, без всяких условий нам была дарована свобода мыслить и творить.

Тогдашние трудности казались нам все-таки временными и куда менее значительными по сравнению с отрывавшимися перспективами. Мы мечтали о создании «живого музея», работая в недостроенном, холодном здании, так мало приспособленном для наших замыслов. Нам представлялось, что музей Тургенева должен стать не только домом памяти любимого писателя, но и местом, где каждый день осуществляется его духовное завещание. Мы понимали, что силами нескольких музейных работников такого дела не поднять: нужны были помощники, единомышленники — мы крепко надеялись на то, что нам удастся их найти и организовать вокруг старейшего литературного музея России нечто вроде тургеневского движения. Тем более, что почва для осуществления такого замысла в Орле была всегда; сам музей Тургенева стал складываться сразу же после смерти писателя по инициативе Орловской ученой архивной комиссии. С тех пор тургеневская тема заняла почетное место на страницах орловских газет: любая новая деталь биографии или вдруг обнаруженная тургеневская реликвия представали столь же важным событием, как новости политики или финансов. Орловская интеллигенция утверждала Орел как город Тургенева, достойный славного имени.

Сейчас, право, кажется невероятным, что осенью 1918 г. (100-летний юбилей Тургенева), когда город с боями переходил от красных к белым, в доме наследников писателя Галаховых был открыт его музей. И ни голод, ни холод, ни страх «человека с ружьем» не могли отменить этот праздник. В Орле «тургеневское» было живо, живы были люди, которые помнили писателя, и самый его образ уже стал для его земляков символом высокой культуры. Тогда, в начале 20-х годов, при только что созданном музее Тургенева, было основано Тургеневское литературное общество — событие прекрасное и поучительное. «Под сенью Тургенева», надо думать, собрались тогда те, кто не желал видеть родину ввергнутой в хаос и разрушение. А может, таким образом свидетели тех грозных дней пытались укрыться от растерянности, одиночества, чувства опасности. Кажется, Общество объединило все, что было талантливого и культурного в Орле. Листаю страницы списка членов Тургеневского общества: Михаил Вениаминович Португалов — создатель и хранитель музея Тургенева, его председатель, умница, эрудит, очень обаятельный человек, пользовавшийся неизменным успехом у прекрасного пола; Евгений Григорьевич Сокол — поэт и журналист, работавший вместе с Португаловым над первым описанием мемориальной библиотеки Тургенева; Петр Григорьевич Ткачевский — директор губмузея, вскоре репрессированный; Вера Михайловна Викторова (урожденная княжна Оболенская) — библиотекарь, заменившая Португалова на посту директора музея после его смерти, также репрессирована; Виктор Сергеевич Ростопчин — секретарь Общества, литератор; Николай Иосифович Конрад — известный ученый-востоковед, директор Высшего педагогического института (на его лекции сбегалась тогда вся орловская молодежь, он блистал эрудицией и поражал своим видом — редким по тем временам костюмом-тройкой); Сергей Иванович Горовой — учитель словесности, проводивший увлекательные экскурсии по музею (слава о его великолепном мастерстве и знании литературы, педагогическом даре дошла до наших дней). Здесь Нина Борисовна Комлюхина, по орловским преданиям, внебрачная дочь Великого князя Михаила Александровича — черноглазая красавица, в которую многие были безнадежно влюблены. Мы еще застали ее — ей было уже около ста лет — она читала наизусть посвященные ей стихи, помнила смешные и грустные эпизоды из жизни тургеневцев. За ними следили. Как-то вечером молодежь собралась на веранде дома на Садовой (где тогда располагался музей) на одну из литературных посиделок. Вдруг из открытой форточки возникла рука с револьвером и прогремел выстрел. Все притаились, испугались. Свет погас. Ясно, это была «шутка» чекистов или предупреждение: Тургеневское общество явно не вписывалось в новый порядок.

В 1923 г. Общество насчитывало более 160 человек. Учителя, журналисты, литераторы, работники библиотек, студенты — многие из них впоследствии подверглись репрессиям, а участие в Тургеневском обществе лишь усугубляло их «вину». Уже упомянутая здесь Н. Б. Комлюхина рассказывала нам о трагической судьбе одного из участников Тургеневского общества: ВЧК пыталась завербовать его и сделать осведомителем, запуганный человек не вынес этого ужаса и покончил с собой. Расправа с членами Общества стала концом и самого Общества. Ушли в прошлое веселые вечера начала 20-х годов, лекции об исканиях Достоевского, о французских импрессионистах, суды над литературными героями, поездки по тургеневским местам, увлекательная работа с тургеневскими книгами, разговоры о Фете, Лескове, Андрееве... Помню, мне в руки попал своеобразный поэтический дневник — альбом, составленный первыми участниками Общества. Это были красочно оформленные страницы, заполненные поэтическими экспромтами, краткими отчетами о литературных заседаниях в музее Тургенева, фотографиями тех лет. Меня особенно поразила надпись на первой странице альбома, как видно, ставшая девизом этих дружеских собраний, строки из стихотворения Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были.

Принес мне этот альбом библиофил и коллекционер Алексей Серафимович Захаров, к сожалению, уже ушедший из жизни, один из учредителей нового Тургеневского общества, продолживший традиции тех давних, незабвенных лет.

* * *

В феврале 1990 г. собравшимся в музее Тургенева людям было зачитано обращение сотрудников Института русской литературы (Пушкинский Дом): «Дорогие друзья! Обрушившаяся на нас сегодня правда требует от нас нравственных сил, чтобы ее осмыслить и от того, как мы сумеем это сделать, зависят и наше настоящее, и наше будущее. Быть может, как никогда прежде, нужны нам сейчас мудрость и спокойствие, чтобы все понять, принять, пережить и выйти из этого испытания, сохраняя свое человеческое, а значит, и национальное достоинство. И мы обращаемся к тем, для кого боль душевная подчас острее физической и нравственное оскудение не менее страшно, чем обступившие нас со всех сторон нравственные лишения. Мы обращаемся к тем, в ком не иссякли еще интерес и уважение к русской культуре, кто жив, надеется и верит. Верит, как когда-то верил Тургенев, что „народ, как природа, способен вечно возрождаться“. „Мы, — говорил он, — народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее“. Вера в свой народ помогала Тургеневу жить и быть Тургеневым. Так почему бы нам, измученным и изверившимся, не взять его теперь в свои помощники? Его, великого и мудрого писателя России, преемника Пушкина и Гоголя, современника Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого? Так давайте же создадим Тургеневское общество и пусть оно объединит тех, кто стремится к гармонии, жаждет ее в жизни, ищет и умеет находить ее в искусстве».

Созданное в тот день Тургеневское общество в Орле декларировало преемственность по отношению к своим предшественникам 20-х годов, как и они, Общество сочло своей задачей «спасение людей от духовного одичания». Его учредители подчеркивали, что поддерживают инициативу создателей «Общества Тургенева» в Ленинграде, деятельность французской Ассоциации друзей Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран, основанной в 1977 г. при музее Тургенева в Буживале. Орловцы поставили своей первоочередной задачей спасение и мемориализацию тургеневских мест на родине писателя (это было связано с началом новой волны уничтожения исторического Орла), приобщение молодого поколения к классическому наследию, издание трудов Общества, установление регулярных связей с другими общественными объединениями, имеющими сходные цели. В перспективе намечалось создать Всероссийское Тургеневское общество.

Учредителями орловского Общества стали: директор музея Тургенева в Орле В. В. Сафронова, известный тургеневед В. А. Громов, поэт и краевед В. М. Катанов, художник-дизайнер В. Н. Блинов, председатель Правления Орловского отделения Фонда культуры В. Г. Сидоров, директор Тургеневского заповедника в Спасском-Лутовинове Н. И. Левин. Председателем Общества избрали старейшего ученого-тургеневеда, профессора Орловского педагогического института (теперь госуниверситета) Галину Борисовну Курляндскую. Со свойственной ей энергией и упорством в достижении поставленной цели она не только возглавила Общество, но и стала руководителем одной из секций — литературоведческой, объединившей преподавателей орловских гуманитарных ВУЗов, аспирантов, музейных работников, любителей литературы. Была организована и секция литературного краеведения, а позже и молодежная секция Общества. Уже на одном из первых заседаний Общества Л. В. Дмитрюхина, заместитель директора музея Тургенева по научной работе, сделала доклад о деятельности наших предшественников — первого Тургеневского общества 20-х годов. Она зачитала отрывки из протоколов его заседаний той поры, сохранившихся в фондах музея. Собравшимся была представлена небольшая, но ценная выставка редких документов и фотографий, рассказывающих о жизни Общества и его главных планах. Впечатление от увиденного и услышанного было сильным: мы как будто различили голоса другой эпохи, до нас дошла весть о людях неиссякаемой молодости, одаренных кипучей энергией, фантазией... Разнообразие тем и замыслов, интенсивность встреч — все казалось нам просто невероятным. Но мы понимали, что при всем различии, положение Тургеневского общества тогда и сегодня было в чем-то сходным, это было что-то вроде острова среди бушующей стихии, вроде крепости, призванной выстоять и спасти живые души.

Возможность свободно мыслить, разрабатывать прежде недоступные темы была чрезвычайно привлекательна. На заседаниях литературной секции, наряду с блоком сюжетов на тему «Тургенев и писатели-орловцы», началось обсуждение проблемы «Религиозно-философские искания русских писателей». Эти заседания не раз проходили совместно с участниками Орловского философского клуба. Академическая наука чуть снисходительно прислушивалась к неофитам от философии, искавшим в любомудрии ответа на вопрос, как жить. Мы обсуждали работы В. Соловьева и Н. Бердяева, открывали для себя Н. Федорова и С. Булгакова, И. Ильина и Л. Гумилёва. Неизвестный доселе пласт русской культуры поражал нас своеобразием и современностью звучания. Вспоминаю наши собрания в «конторе» или в новой пристройке к музею, где зимними вечерами царил холод; пытаясь как-то согреться, мы устраивались поближе к батареям, пили горячий чай с немудреным угощением, засиживались допоздна, почти уверенные, что вот-вот будут разрешены главные вопросы. Случались и неожиданные встречи с прошлым. Так, на одном из заседаний мы узнали о судьбе орловского провидца Афанасия Андреевича Сайко, ныне причисленного к лику местночтимых святых. Философские беседы, продолжающиеся на протяжении почти десяти лет, во многом держались благодаря преданности идее философского поиска председателя клуба И. И. Киреева и целиком принявшего православную идею А. П. Гордеенко. Многолетние совместные чтения, раздумья, споры привели многих из нас к сознательному принятию православия. Один из их участников стал позже основателем Орловского церковно-археологического общества (вернее, его возобновителем). Кто-то ушел заниматься с молодежью, приобщая ее к духовным ценностям в рамках Общества «Мир через культуру». Кого-то более увлекли экологические теории. Но, думается, долгие задушевные вечера не сотрутся в памяти их участников.

Внизу упомянутой пристройки к музею, в небольшом подвальчике, где устроилась книжная лавка, собиралась молодежь: читали свои стихи, пели их под гитару, разыгрывали небольшие сценки. Книжный киоск, задуманный как магазин «серьезной книги», поражал тогда своей экзотикой. Да и кто не интересовался ею тогда, в начале 90-х! По вечерам здесь можно было слышать Стихи о Пречистой Деве и Манифест мистериальной поэзии, разговоры о потаенной поэзии 60-х годов, поучаствовать в представлении, посвященном жизни Н. Гумилева или К. Бальмонта. Молодежная секция Тургеневского общества устраивала тогда авторские вечера начинающих поэтов. На одну из первых таких встреч (помнится, это был канун Нового года, и фойе музея украшала нарядная елка) пришел известный поэт Николай Перовский, который поддержал идею о молодых. Позже она трансформировалась в поэтический клуб «Рябиновый родник» (душой его был бард А. Иванов), а ныне она воплощается в регулярных вечерах под названием «Поэтические портреты». Классика — поэты пушкинской поры, Тургенев и Фет, И. Анненский и Блок, Н. Рубцов и Н. Заболоцкий, современная женская лирика, поэтическая сатира и наши современники — поэты-орловцы, вот неполный перечень тем, что собирали в эти годы любителей поэзии.

Историки литературы, критики стали постоянными гостями на этих вечерах. Нам удалось издать своими силами несколько экземпляров сборника стихов наших авторов; он появился как отклик на один из вечеров, посвященных сонету «серебряного века». Позже мы затеяли издание «Тургеневского ежегодника», где отвели особый раздел стихам и прозе орловских авторов. Так родились «пушкинские» и «тургеневские» поэтические страницы, отдел стихов, посвященных 2000-летию христианства. Нельзя не сказать о том, что все это время сама идея поэтических собраний, живет благодаря любовному вниманию и организаторскому таланту поэтессы Людмилы Дмитриевны Серовой. Без нее едва ли можно было бы начать и издание Тургеневских ежегодников. Как нельзя не выразить глубокой признательности и Валерию Владимировичу Протасову, поэту и прозаику, постоянному ведущему наших поэтических вечеров, способному зажечь аудиторию яркой мыслью, неожиданным образом, задушевным словом. Как не вспомнить добрым словом постоянных участников этих встреч — замечательных поэтов Н. Перовского, В. Еремина, мастера, читающего поэзию разных стилей, актера — А. А. Магдалинина, тонкого знатока поэзии А. Г. Тюрина. Теперь приходят и другие молодые авторы, желающие непосредственного общения с сочувственно настроенной, любящей поэзию аудиторией. Мы рады, что наш опыт, кажется, обращает внимание к поэзии в городе: все чаще звучат стихи с экранов телевизоров, на радио, возникают ассоциации поэтов и в других местах Орла. Создававшиеся во множестве в начале 90-х годов прошлого века Общества быстро находили друг друга, чтобы действовать вместе. Помню многолюдные праздничные собрания, посвященные юбилею С. Н. Тургенева, отца писателя, героя 1812 г., или выходу в свет мемуаров Друцкого-Соколинского «На службе Отечества», подготовленные нами совместно с созданным тогда Обществом потомков орловского дворянства. Целью этих встреч было стремление поколебать устоявшийся взгляд на дворянство как на паразитический класс, обратить внимание на примеры честного и доблестного служения России лучших представителей дворян, о чем писал еще И. С. Тургенев в своей статье «О современном значении русского дворянства». Дало свои плоды и наше сотрудничество с Орловским обществом «Французский Дом». Встречи с представителями французской культуры позволили нам осуществить ряд совместных программ. Так, мы подготовили выставки «Россия глазами французов», «Россия: взгляд из Виши», «Сундучок Артюра Рембо»; многие годы организовываем просмотр фильмов, посвященных французским писателям — современникам Тургенева. Вместе мы написали сценарий театрализованной экскурсии на французском языке, которая пользуется неизменным успехом у наших гостей из Франции. Не однажды совершили мы путешествие по тургеневским местам Орловского Полесья, желая познакомить французских студентов с природой, историей, культурой этого уникального уголка России на их родном языке.

* * *

Время сказать и об увлекательной, исполненной драматизма деятельности секции литературного краеведения, которую возглавляет в последние годы орловский краевед Ксения Александровна Седойкина, архитектор по профессии. Ее стараниями собираются заседания секции, во время которых группа единомышленников зачастую весьма эмоционально обсуждает широкий круг тем: от неизвестных эпизодов биографии Тургенева и других писателей-орловцев до конкретных вопросов сохранения и мемориализации старинных зданий и целых улиц Орла. Всегда интересны доклады известных краеведов Р. М. Алексиной, В. А. Власова, сотрудников тургеневского Музея Л. В. Ивановой, Л. М. Александровой, Г. Н. Павловой, создателя музея В. С. Калинникова в Орле Е. А. Кубарева, знатоков орловской старины А. В. Гальцовой, В. К. Филимоновой. На этих заседаниях непременно звучит живая музыка. Работу по сохранению литературных памятников возглавила у нас Нина Максимовна Кирилловская, многие годы отдавшая музейному делу. Результаты исследований участников секции публикуются на страницах местных газет, в сборниках «Тургениана», «Тургеневский ежегодник», фиксируются в протоколах секции секретарем Общества краеведом С. А. Тишиной.

На первое место в своей работе мы поставили изучение темы «Тургенев в Орле», поэтому с легкой руки Б. К. Зайцева, автора книги «Жизнь Тургенева», у многих сложилось мнение, будто Тургенев «только родился в Орле», поэтому тема Орла в жизни и творчестве Ивана Сергеевича, по сути, едва затронута. Первые итоги поисков в этом направлении оказались неожиданно успешными: P. M. Алексина разыскала сведения о трех орловских адресах семьи Тургеневых. Л. В. Иванова нашла свидетельства пребывания писателя в орловском доме А. В. Сафонова, владельца особняка, известного нам под именем легендарного «Дома Калитиных»; К. А. Седойкиной удалось обнаружить старые планы этого дома. Этот дом с самого начала существования Тургеневского общества стал нашей надеждой и нашей бедой. От наших предшественников мы приняли эстафету забот о сохранении Дворянского гнезда. Как и мы, они тяжело переживали разрушение заповедных уголков исторического Орла, но им удалось все же сберечь тот дом и сад, что в памяти народной был связан с историей знаменитого романа и его создателем. Так уж повелось, что едва ли не ежегодно старинный дом и сад на высоком живописном берегу реки Орлик подвергается опасности уничтожения: то отцы города задумают проложить здесь спортивную трассу, то построить престижный дом, то элитарную гостиницу, то еще бог знает какую диковину. Тургеневскому обществу вместе с Обществом охраны памятников истории и культуры и другими общественными организациями не раз приходилось отражать многочисленные посягательства, и каждый раз мы старались укрепиться на завоеванных позициях. Был установлен памятный камень на подходах к заповедному саду, место ограждено охранной грамотой; здесь устраивались субботники, прибирались газоны, сажались кустарники и цветы; мы приводили сюда именитых гостей города (один из них, испанский писатель Суньига, воспел Дворянское гнездо в своей книге «Загадка Тургенева»; устраивали Тургеневские праздники, где желанными гостями были артисты орловского Академического драматического театра им. И. С. Тургенева во главе с его художественным руководителем Б. Н. Голубицким и завлитом театра О. М. Нестеровой, тоже членами нашего Общества. Много потрудился над благоустройством «калитинского сада» и Ю. В. Семеняко. Будучи уже смертельно больным, он не забывал дело, которому отдал столько сил. Кстати сказать, историю нашего Общества в фотоснимках во многом воспроизводил именно он.

Рубеж веков застал нас в отчаянном положении: из «Дома Калитиных» были выселены почти все жильцы, под предлогом ремонта его стали срочно ломать; выдирали почти новые окна и двери, выламывали полы. Под влиянием общественного мнения этот вандализм был остановлен, но мы знали, что Дом стерегла новая беда: бомжи, пьяницы, воры начали «обживать» оставленное строение, другие наведывались сюда, чтобы сорвать кусок железа с крыши, вынуть уцелевшие стекла. В любую ночь здесь мог вспыхнуть пожар. Памятный дом, возле которого когда-то бродил Бунин, в котором писал свои стихи Бальмонт, к которому ходили встречать рассвет поколения орловских выпускников, стоял теперь обезображенный, пугая прохожих пустыми глазницами окон. Только благодаря совместным усилиям новых властей города, культурной общественности России, средств массовой информации стало возможным не дать ситуации перейти ту грань, за которой все попытки спасти ситуацию становятся бесполезными. Разрушители ушли из «Дома Калитиных». Весной 2001 г. он был передан на баланс Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры. Мы мечтаем о создании здесь музея одного романа, об ожившем Дворянском гнезде. Сюда могли бы приезжать потомки знаменитых орловских фамилий, писатели, ученые. Гостиная «Дома Калитиных», мнится, вновь оживет, а в возрожденном саду вновь повеет весной. Хочется верить, что так и будет. А пока... пока не время складывать руки. По-прежнему для нас призывно и бодро звучит голос Тургенева: «Трудитесь, учитесь, сейте семена; они взойдут в свое время и в своем месте».

Балыкова Л. А. — заведующая литературным отделом музея И. С. Тургенева


Комментировать
0
16 фев 11, 09:58 Артём Лящук

Архитектурные и исторические памятники

Памятники архитектуры: Николо-Песковская церковь (1790), церковь Михаила Архангела (1722), ротонда-часовня (1801); здания торговых рядов (середина 19 в.), народного училища (1796), банка (1906). В левобережной часть Орла, которую жители города называют «Дворянским гнездом» (название существует с начала 19 в.), уцелели: дом Фомичевых, дом губернатора (19 в.), беседки-ротонды на кручах «Тургеневского бережка» и «Дворянского гнезда» (в настоящее время здесь находится городской парк). На месте старой крепости к 400-летию города был возведен мемориальный ансамбль (1966). Близ Орла, у деревни Камышовка, расположен мемориальный комплекс Орловско-Курской битвы. У села Сабурово расположена т. н. «Крепость», выстроенная в 1790, в которой располагалась усадьба графа М. Ф. Каменского, а затем помещика Сабурова (сохранились участки стен и несколько башен).


Комментировать
0
15 фев 11, 18:26 Артём Лящук
<< < назад вперед > >>

Последние комментарии

Книги об Орле и орловцах
Lazya Lazianova
Lazya Lazianova Спасибо за информацию! В подборочку бы это на http://www.livelib.ru/ замутить~

Георгий Васильевич Дышленко (1915-1994)
Артём Лящук
Артём Лящук если вы не поняли это ХУДОЖНИК!!!

Ярлыки на одежде
Артём Лящук
Артём Лящук ха ха ха


Поиск по блогу